Коллекция оконных наличников Ивана Хафизова.
С 2007 года фотограф Иван Хафизов путешествует по городам России и фотографирует наличники на окнах. За эти годы он собрал внушительную коллекцию фотографий и даже свои уникальные особенности наличников в зависимости от городов.
Наличники Рязани.
Наличники Тюмени.
Наличники Ижевска.
Наличники Иркутска.
Наличники Мичуринска (Тамбовская область).
Наличники Костромы.
Наличники Иванова.
Наличники Томска.
Наличники Мышкина (Ярославская область).
Наличники Энгельса (Саратовская область)
Подробнее
Дона центра Рязани украшают наличники, которые трудно объединитьпо какому-либо общему признаку в резьбе: здесь встречается и модерн, и псевдо-русский стиль, и классицизм, и барокко, а также множество наличников, название стилей для которых еще предстоит придумать. При таком разнообразии решений главным становится цвет. Рязань — это окна и дома всевозможных оттенков охры — от желтого до кофейного, а также небольшие вкрапления белого, зеленого и голубого. Однако цвет, к сожалению, величина не постоянная: неизвестно, было ли такое цветовое решение преобладающим в XIX веке, или проявилось позднее, вследствие, например, нехватки иных красок для самовыражения жителей. ; ¿Я •V. 1 >■ ■ 1 ЩИ N ^ * N й ■ ■1
5 Л" ’||Т|Л^ Г ■Е.ЬМ ^отомни Великолепные наличники Тюмени не спутаешь ни с чем: объемная накладная резьба такого высокого уровня встречается в деревянном зодчестве крайне редко. При том, что сами деревянные дома Тюмени относительно просты по архитектуре, наличники здесь отличают-ся удивительной сочностью и богатством форм, образуя ни на что не похожий тюменский стиль. Его особенностью являются и обилие растительных орнаментов, и развитые подоконные доски, и множество разорванных сандриков, обозначающих близость к нарышкинскому барокко. Исследования говорят о том, что домовая резьба Тюмени очень прочно связана с резьбой церковной, с украшением иконостасов, которой занимались местные мастера до распространения моды на украшения деревян ных домов. 11*4 И' ‘ 1 || ШГ-Л ■т яГг) 1— т 1ЙЯВЯЯ и ШЩ' д |£г Я ! НМ РЧ* п ШКГ) гг и п ж Н Дм г ш 1 4 1 ?: 1 ■ (Я ; ш! м И» - ПВ2^ !
,1ШйаШгя1 'ЛТД ♦л Фд ФлФаФАтА нш 1М пип. Ижевские наличники заметно отличаются от своих собратьев из других городов не только цветом, что бросается в глаза сразу, но и некоторыми характерными элементами, которых не встретишь в иных местах. Нижняя, подоконная часть ижевских наличников украшена разного количества свесами — от двух до девяти, которые могут изображать гребень или кисти. Более узкая, по сравнению с подоконной и надоконной, средняя часть наличинка, роднит наличники Ижевска с вологодскими. Однако разницу между ними заметить легко: ижевские — менее строгие и менее тяготеющие к классицизму. В них чувствуется и связь с народным удмуртским костюмом, изобилующим разнообразными свисающими украшениями. а I ' ► 1 31 ШШ т №'■ ¿1 Щк- Шш \уА & В» | В щ7 Ц нн <_• ЩЖ \ ■-£-< * > ц. /т / шшя :г 1/ н|| НК Щ ■ и ^ // /у ¡Ж'и ■ 91 Як в Я
Иркутсткие наличники — произведение искусства. Местные артели плотников не следовали устоявшимся канонам барокко и классицизма, здесь, в Иркутске, они соединяли их с народными традициями, благодаря чему и появились на свет такие изысканные, отличающиеся непревзойденной тонкостью проработки наличники. Однако в первую очередь обращаешь внимание на их огромный размер! Невероятной красоты барельефная резьба высочайшего уровня, приятные глазу приглушенные цвета, филенчатые ставни — всё это замечаешь только после того, как проходит удивление от двухметровых окон и почти трехметровых наличников на них. ; ИII гп! р Р ' гг - 3 —: “! 1- I У“г‘ 1 / II л 1 (1Ин н —1— 1. и 1т В! II! ц 1 щш Щ 1 № Дпй ¡, д I У щш с || ш цш* Ш Г Е !| и у ¿§|щ ^ (Г ш V та
тиши йЖч тшт]*£. £Ш$Ш ^!У&*ФС:Ул? &>^€^Ш8§5^51Я и'Л 'Тк1 >А аВ>д»>5<!»а! &ЛЙу?<!лРк§ ^ЩЩ£Ш 8ЙЙДЙ. КГЯ?;1&ЗС.>|£ ШШда ■У'?лГ»1«У.^^ '&>$Бп Й§2 г%дхл »ШШяВШЙЙВ :^|гтялок??г;- *ел, жШШШтШ ШмШШШШ ШШ&мя Ш&№Ш УУ <цсу/-£% 1«аж ЖЖ Наличники Мичуринска Тамбовской области выделяются на фоне других своей ажурностью. Здесь удивитель-1 ным образом удалось найти баланс между узором, сформированным деревом, и узором, сформированным! прорезями в нем. красят наличники здесь, как правило, в белый, отчего дома и улицы выглядят очень нарядно. ^Наличники здесь обладают удивительной похожестью друг на друга. Связано это с тем, что они достаточна многие относятся ко второй половине XX века, а также с простотой их изготовления: лекала, с помо- молоды шью которого один хозяин дома делал себе наличники, передавались соседу и с небольшими изменениями! применялись к следующему дому. Так постепенно весь город украсился не полностью идентичными наличникам ми, но очень похожими, отличающимися лишь в деталях. ш ЧШШ 1 П- - ! квш и. ВТ 1 1 В шш — ' §! |§1| Г; ¡чр жяа 22^] [УСТО гг* »л! ряж № 1 шш 1:Ш ш—-чЭ а 1\ Л 11 г»'И1
Ч*44.»-А4-» » '.у/1ЛУ|у<|У^У/‘|У^У'-^ [Костромские наличники — это, как правило, полукруглые очелья и растительный, травный, орнамент, обильно [их украшающий. В покраске у местных жителей, пожалуй, нет каких-то особенных предпочтений, разве что синий и коричневый цвета встречаются чуть чаще других. Поволжье, по мнению многих исследователей, — родина домовой резьбы. Здесь она в XIX веке достигла небывалого расцвета, следы которого видны и поныне. Расцвет этот, кроме общего подъема интереса к своей истории, характерного для конца XIX века, появился благодаря тому, что Кострома в конце XIX века была быстро развивающимся купеческим городом, где преуспевающие горожане стремились украсить свои дома как можно ярче, лучше, чем у соседей. да ?,|Ч 111 ¡ш ||Ш ^ (Г V» к# ЕI ччк % ~ У> / 1М|Я 1 1 м ш а шазэзшщ 11 а 4 т-чи,!] 1 р т 11| || щ н 1 ■ "г 1 =—4: Г* Ж Ш В! ——ЗЬЛа Я и 1 ИМ; вен - 1 ы *Г:!Р
Наличники Иванова и его окрестностей можно узнать по вытянутой форме и особой подоконной части, похожей на французский балкончик, а в некоторых случаях на паровозную гребенку. Ивановские наличники — единственные в своём роде: их нижняя часть украшена резьбой более, чем верхняя, поэтому такие наличники легко можно представить в перевернутом виде и они от этого не проиграют! Красят наличники здесь, как правило, в один цвет: либо контрастный по отношению к цвету стены, либо, наоборот, полностью повторяющий её цвет (например, коричневые наличники — на коричневом). В обоих случаях такой простой подход к выбору цвета даёт эффект максимальной простоты образа деревянного дома. 1.МШ: 1 ж Щг~ гт! 1 ЦрМ/ Гтш: К В В— - ——■ |Н || к | г Ш ¡т-эд II 111 Ж 1 ? У! мУт*п [ рШ (№1 р /11 3' 5»: - ¿¿у! *—* ш В-1 (*№ I н ВЩ 1 ТГГ111 пт ; * м » « ! ч 111111111 щ 9 ММЛ ШВ1 ИИ Я ш щ д|| И
Сто лет назад большинство наличников Томска были выкрашены, однако с течением времени традиция их красить утратилась, поэтому выкрашены сейчас только новые или отреставрированные окна. Узор наличников узнаваем здесь даже на первый взгляд — во-первых потому, что в Томске получила распространение так называемая глухая резьба (это когда узор создается не при помощи лобзика, а при помощи стамески и молотка, то есть той же техникой, которая используется при изготовлении деревянных скульптур), а во-вторых потому, что легко запоминающиеся навершия наличников здесь чаще всего украшали кистями и ламбрекенами, характерными для стиля барокко. шг ^тжа 1 1 1:1 | 1 1 1 тЕЯНКЯ Л' - 11 |||||| 1 \'Ш 9 ВРр л 11М11 я ИИ—Я ■I N ►ТВ ВЕЛ' МЦ
VAViViVi'iW. их яркость и красочность. Некоторые наличники Наличники небольшого города Мышкина, что в Ярославской области, отличить от всех прочих довольно просто. Первое, что бросается в глаза здесь несут на себе по 4-5 разных цвтов, что совершенно немыслимо для других городов. рорма местных наличников характерна для Ярославской области и близка к наличникам Костромы. Однако форма очелий (наверший наличников) в Ярославской области немного иная, поэтому и rio форме их тоже можно отличить от Костромских. tísES §и IlL г _ lili Ir ¡ шрвЭ 8'fc.! J T t; j ■ m Til í =,u rt liiül Уж Щ i- \ ¡9 —"1 i 1 M Ш1
диму 1 ГГ ПЩЩШшШ 1лВ К1 'к1 * Ш1 [ |Щ Г 1 II т^м ЛЫ'й и | | Обязательным атрибутом наличников Энгельса, да и других населенных пунктов Саратовской области, являются филёнчатые ставни. В отличие от северных районов, например Карелии, где ставни закрывают долгим полярным днем, чтобы затемнить дом на время сна, здесь их обычно закрывают днем и открывают к вечеру, чтобы дом меньше прогревался на солнце. Резьба наличников Энгельса довольно проста: это геометрический узор и древние солярные знаки, лишь иногда разбавляемые редкими встречными волютами с акротерием — элементами, уходящими корнями в классическую греческую архитектуру. При покраске, чаще других цветов, здесь используют белый и синий, что, по одной из версий, связано с близостью Волги. Однако в целом же окна красят кто во что горазд, не отдавая предпочтения какой либо гамме. ________________________________
Моя Россия,#Моя Россия, Моя Россия,фэндомы,наличники,длиннопост
Еще на тему