Аляска: русские корни американской культуры / Моя Россия (#Моя Россия, Моя Россия) :: разное

...#Моя Россия 

Аляска: русские корни американской культуры

Несмотря на то, что история Русской Америки закончилась 30 марта 1867 года, когда колония на Аляске была продана США, Православие и русская культура по-прежнему живы здесь и продолжают оказывать значительное влияние на регион, а в частности — на искусство. Во многом это связано с самой историей православного миссионерства на этой земле, которое стремилось не уничтожить местные традиции, но придать им абсолютно новый импульс.


/1 * * t 4 I I \
' ! * i ;,Моя Россия,#Моя Россия, Моя Россия,разное

Тлингитское рельефное одеяло, конец 19 в. Двуглавый орел, напоминающий имперский герб, свидетельствует о русском влиянии. Орел также является героем тлингитских мифов. Таким образом, двуглавый орел в данной работе означает слияние тлингитской и русской культуры в 19 в. 


Русские купцы, промышленники и православные миссионеры появились на территории Северной Америки в начале восемнадцатого века. Первое постоянное русское поселение – Гавань Трех Святителей на острове Кадьяк, было основано купцом Григорием Шелиховым в 1784 году. В том же годы сюда прибыли и первые миссионеры Русской Православной Церкви — группа монахов Валаамского монастыря. Через десять лет ими был воздвигнут храм Воскресения Спасителя.

С самого начала принципы деятельности православных миссионеров в корне отличались от установок других миссионерских групп, которые во многом были нацелены на уничтожение индейских культур и индейской идентичности. Дело в том, что общим место для Америки того времени было устойчивое представление: будущее коренных народов (их прогресс и развитие) виделось в насаждении среди них европейского образа жизни и европейской культуры, приведение всего под единый европейский стандарт. С этой целью создались резервации и специальные школы-интернаты для индейских детей. Но русские миссионеры пошли абсолютно другим путем.

Они позволяли аборигенам сохранять свою культурную самобытность и традиционные виды искусства, к которым относятся алеутская и тлингитская резьба и роспись по дереву, а также древние стили ткачества чилкат и равенстэил.

Моя Россия,#Моя Россия, Моя Россия,разное

Вручную вырезанная из дерева дарохранительница используется во время крещений. Создана она эскимосским мастером резьбы по дереву Виктором Ником в 1987 г. Дарохранительница изображает сцену Крещения Иисуса Христа Иоанном-Крестителем в присутствии трех ангелов. Труд местных ремесленников как правило использовался православными миссионерами при строительстве церквей. Например, алеутские резчики по дереву были задейстованы о. Иоанном Вениаминовым для украшения новой церкви в г. Уналашка (строительство началось в 1825 г.) и создания иконостаса святыни.

Расцвет миссионерской деятельности Русской Церкви на Аляске связан с именем святителя Иннокентия Московского, Апостола Аляски. Отец Иоанн Вениаминов (будущий владыка Иоанн) прибыл на Аляску в 1824 году, и сильно поспособствовал созданию письменного алеутского языка, а также развитию алеутской литературы в девятнадцатом веке. Кроме того, с его именем связано распространение грамотности среди коренного населения: им были построены храмы, а также школы для детей, что положило начало истории билингвального (то есть двуязычного, в данном случае — русско-алеутского) образования на Аляске. Также отцом Иоанном была построена первая семинария в Ситке. Музыка и рисование входили в школьную программу, а семинаристы к 1840-м годах начали изучать иконопись и церковную музыку.

Моя Россия,#Моя Россия, Моя Россия,разное

Икона Святителя Иннокентиянаписана в конце 19 в. масляной краской на холсте, ее размер – 92.1 х 64.8 см. Она находится в часовне св. Александра Невского в г. Акутан, Аляска. Хотя икона принадлежит руке неизвестного иконописца, особенности стиля выдают ее алеутское происхождение. В частности, безлесый пейзаж типичен для островов Алеутского архипелага. Икона была отреставрирована в 1993 г.

Благодаря этому на Аляске возник ряд талантливых алеутских художников. Достоверно известно о работе двух местных иконописцев девятнадцатого века – Василия Круикова и Георгия Петухова. Василий Степанович Круиков был внуком русского поселенца Ивана Круикова. 

Моя Россия,#Моя Россия, Моя Россия,разное

Эта деревянная икона св. Андрея Первозванного скорее всего принадлежит руке алеутского иконописца Василия Круикова. На фоне фигуры св. Андрея Круиков изобразил пейзаж острова Уналашка в Алеутском архипелаге с характерным для местности вулканом. Икона написана в 19 в. масляной краской на холсте с использованием шеллака – естественной смолы. Ее размер – примерно 58 x 41 см. Икона св. Андрея – часть иконостаса Собора Святого Вознесения Господа Нашего в г. Уналашка. Круиков, по свидетельству о. Иоанна, научился писать иконы сам. Он также был известен благодаря своим портретам, которые, к сожалению, не сохранились. О. Иоанн очень ценил работу этого художника и иконописца.Интересен выбор святых для своих икон алеутскими иконописцами: и св. Андрей Первозванный, и Архангел Михаил традиционно считаются покровителями Руси.

Когда ему было всего шестнадцать лет, он написал иконы, которые, наряду с искусной алеутской резьбой по дереву, украсили иконостас новой православной церкви Святого Вознесения Господа Нашего в Уналашке. Есть основания полагать, что все семь икон, составлявшие ее иконостас принадлежат его руке. 

Алеутский иконописец Григорий Петухов родился в 1828 году в Уналашке и умер в возрасте тридцати лет в Ситке. Он участвовал в росписи тлингитской церкви Святого Воскресения в Ситке (церковь больше не существует). Известны лишь несколько работ Петухова. Он написал иконы архангелов Гавриила и Михаила, которые в настоящий момент находятся в церкви Святого Успения Богородицы в Кенае.

Моя Россия,#Моя Россия, Моя Россия,разное

Икона Архангела Гавриила была написана алеутским иконописцем Григорием Петуховым, учеником о. Иоанна Вениаминова, выпускником семинарии и, возможно, первым иконописцем из числа коренных жителей Аляски. Размер иконы – приблизительно 70 x 54 см, она написана маслом на холсте в 1850 г. Эта икона составляет пару для иконы Архангела Михаила, также написанной Петуховым. Алеутские иконописцы Аляски обладали особым и вполне узнаваемым стилем работы. Для него характерен гористый пейзаж темно-синей, сумеречной цветовой гаммы на заднем плане. 

Моя Россия,#Моя Россия, Моя Россия,разное

Икона Архангела Михаилабыла написана Петуховым приблизительно в 1850 г. в Ситке. В своей работе он использовал масляную краску на холсте, размер иконы приблизительно 70 x 54 см. Впоследствии икона была полностью отреставрирована. В этой иконе нашел отражение гористый пейзаж Аляски. Выбранные Петуховым образ и поза Архангела Михаила, побеждающего Сатану, не раз находили отражение в иконописи, а также в светской живописи: примером является картина Джузеппе Чезари Архангел Михаил (ок. 1629).

Моя Россия,#Моя Россия, Моя Россия,разное

Икона св. Германа Аляскинского создана в 1992 г. мастерицей бисероплетения из народности Кониаг (Алютиик) Элеанор Наумофф, деревня Старая Гавань, Аляска. Св. Герман – один из первых русских православных миссионеров на Аляске и один из четырех православных святых, к которым также относятся св. Иннокентий и святые мученики Ювеналий и Петр-Алеут. Уникальность иконы заключается в использовании стеклянного бисера и особой кропотливости труда Наумофф. Размер иконы – 36 х 29 см. Бисероплетение – древняя традиция народности Кониаг, которая в основном используется в декоративных целях. Икона св. Германа – пример того, как православная иконография стала новым источником вдохновения для местных мастериц.

Моя Россия,#Моя Россия, Моя Россия,разное

Риза, сшитая для протоиерея Николаса Молодыко-Харриса в 1980-х гг., украшена декоративными элементами из бисера тлингитской мастерицей Эммой Маркс. Бисероплетение сочетает традиционные тлингитские и христианские мотивы. Среди узоров из бисера, украшающих ризу, можно различить белых голубей (символ Святого Духа), всевозможные растительные дизайны, а также изображения ворона и кита – героев тлингитских мифов.


Коренные жители Аляски продолжают украшать свои православные церкви, используя традиционные художественные приемы и местные материалы для прославления православной веры. Они вырезают кресты из дерева и свивают их из травы, поют в церковном хоре, пишут иконы и плетут их из бисера, ткут панагии для епископов и украшают вышивкой одеяния священнослужителей. В их творчестве причудливым образом переплетаются их собственные традиции с обычаями Русской Америки, создавая новую и уникальную форму искусства.


автор статьи Прохорова Дарья.


З.Ы. Аметистам. Православие не продвигаю. Просто интересная статья о влиянии русской культуры в Америке.  



Подробнее
/1 * * t 4 I I \ ' ! * i ;







Моя Россия,#Моя Россия, Моя Россия,разное
Еще на тему
Развернуть
нет комментариев
Только зарегистрированные и активированные пользователи могут добавлять комментарии.
Похожие темы

Похожие посты
Парад дирижеров России (01.02.2014) 1 часть,Music,,В Белгородской государственной филармонии 22 и 23 января прошел «Парад дирижеров» -- масштабная творческая акция-концерт, посвященная 70-летию со дня рождения выдающегося дирижера -- народного артиста РФ Николая Калинина. На нем выступили представит
подробнее»

Моя Россия,#Моя Россия, Моя Россия разное культурный пост год культуры в России

Парад дирижеров России (01.02.2014) 1 часть,Music,,В Белгородской государственной филармонии 22 и 23 января прошел «Парад дирижеров» -- масштабная творческая акция-концерт, посвященная 70-летию со дня рождения выдающегося дирижера -- народного артиста РФ Николая Калинина. На нем выступили представит
ршнн
Локоть
Матовая
1.76 м
Сажень
213.36 см
1 ПЯДЬ
17-78 см
подробнее»

Моя Россия,#Моя Россия, Моя Россия разное русская мера

ршнн Локоть Матовая 1.76 м Сажень 213.36 см 1 ПЯДЬ 17-78 см
Sviridov - Time Forward! | Свиридов - Время, вперед!,Music,time,forward,rumba,sviridov,russian,composer,Свиридов,Время,вперед,Russia,USSR,CCCP,nuclear,cold,war,cannons,bombs,powerful,music,epic,epic music,two steps from hell,protectors of the earth,Программа,metal,bomb,power,Time Forward! (Rumba) by
подробнее»

фэндомы Моя Россия культура Моя Россия,#Моя Россия, Моя Россия

Sviridov - Time Forward! | Свиридов - Время, вперед!,Music,time,forward,rumba,sviridov,russian,composer,Свиридов,Время,вперед,Russia,USSR,CCCP,nuclear,cold,war,cannons,bombs,powerful,music,epic,epic music,two steps from hell,protectors of the earth,Программа,metal,bomb,power,Time Forward! (Rumba) by
Сикорский Игорь Иванович ( 1889- 1972)
изобрёл первый в мире гусеничный трактор
создал первый в мире вертолёт и бомбардировщик
Блинов Фёдор Абрамович ( 1827- 1902)
Пироцкий Фёдор Аполлонович ( 1845- 1898)
создал первый в мире электрический трамвай
открыл периодический закон химических элемент
подробнее»

русские ученые песочница Моя Россия,#Моя Россия, Моя Россия разное

Сикорский Игорь Иванович ( 1889- 1972) изобрёл первый в мире гусеничный трактор создал первый в мире вертолёт и бомбардировщик Блинов Фёдор Абрамович ( 1827- 1902) Пироцкий Фёдор Аполлонович ( 1845- 1898) создал первый в мире электрический трамвай открыл периодический закон химических элемент